ЭПР - электронный урок

ОТКРЫТЬ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ МИР НАУКИ

рис_1.gif“Мы посмотрели на сложные научные приборы, как работают учёные. Экскурсия и открытый урок дали мне информацию, очень полезную для выбора профессии и поступления в университет”.
Михаил, 10 класс.

“Было очень интересно, оказывается физика – это не только задачи и формулы в учебнике, она применяется в разных областях и это не скучно, а наоборот”.
Алия, 8 класс.

“Наука – это как волшебство, только на самом деле”.
Саша, 2 класс.

“Электронный парамагнитный резонанс – прошлое, настоящее, будущее”


Для чего нужна наука? Как работают учёные? Какими открытиями прославлена Казань? Сотрудники научно-образовательного центра Казанского физико-технического института решили помочь школьникам Татарстана найти ответы на эти вопросы. Наш институт носит имя Е. К. Завойского, поэтому естественно, что в первую очередь мы решили рассказать об открытии и применении электронного парамагнитного резонанса (ЭПР). Идею, предложенную проф. К. М. Салиховым, взялся воплощать в жизнь коллектив аспирантов физтеха: Артемий Шмелёв, Татьяна Гаврилова, Надежда Панарина, Камиль Шарипов и я, как координатор отделения образовательной деятельности и связи с университетами и школами, Евгения Вавилова.



ЭПР электронный урок 1



ЭПР электронный урок 2

Задача перед нами стояла непростая: как объяснить суть явления без квантовой механики, без длинных формул, “на пальцах” – так, чтобы было понятно школьникам, только начавшим изучать физику?

Как рассказать об истории открытия и казанской школе магнитного резонанса, не скатившись в скуку и дидактику? Как охватить весь спектр разнообразных применений магнитного резонанса в науке, технологии и медицине, не ограничиваясь простым перечислением названий и показом картинок? Тем не менее, нам удалось решить эту задачу, подготовив открытый мультимедийный урок в рамках темы “магнетизм”. Важно отметить, что при подготовке этого урока мы работали совместно с преподавателем физики школы № 177 (подшефной школы КазНЦ РАН) М. Б. Корчагиной, чьи ученики и стали нашими первыми слушателями. (См. отзыв преподавателя).

Сотрудники КФТИ КазНЦ РАН провели уроки “Электронный парамагнитный резонанс – прошлое, настоящее, будущее” в физико-математических классах школы № 177 и в самом обычном классе школы № 57 пос. Залесный.



ЭПР электронный урок 3



ЭПР электронный урок 4



ЭПР электронный урок 5



ЭПР электронный урок 6

После проведения урока мы пригласили ребят, интересующихся физикой, на экскурсию в КФТИ КазНЦ РАН. Сотрудники разных лабораторий института рассказали ребятам о своей работе, показали современные экспериментальные приборы и установки, в том числе разнообразные магниторезонансные спектрометры, школьники посетили также криогенный зал, научную библиотеку института и ЯМР-томограф лаборатории медицинской физики, уста новленный в Казанском государственном медицинском университете.



ЭПР электронный урок 7



ЭПР электронный урок 8



ЭПР электронный урок 9


Экскурсия школьников по КФТИ КазНЦ РАН

Несмотря на удачный опыт, нам было очевидно, что мы не можем провести этот урок во всех школах города, да мы и не ставили такой задачи. Вместо этого мы решили предложить учителям РТ разработанный нами мультимедийный продукт – диск, на котором записана не только презентация, но и текст урока, а также необходимые учителю для подготовки дополнительные материалы, касающиеся как физики явления, так и иллюстрирующие историческую часть урока и различные применения магнитного резонанаса. Этот диск мы презентовали на организованном нами совместно с Министерством образования РТ и Институтом развития образования РТ республиканском семинаре учителей физики, прошедшем в КФТИ КазНЦ РАН в апреле 2010 года. Преподаватели со всей республики прослушали открытый урок, познакомились с лабораториями института и получили в подарок мультимедийные диски, с помощью которых они смогут рассказать о выдающемся открытии Е. К. Завойского и казанской школе магнитного резонанса своим ученикам.



ЭПР электронный урок 10

В выступлениях и последующих беседах учителя не однократно говорили, что подобные уроки, дающие школьникам даже из маленьких городов и деревень возможность получить представление о реальной современной науке, дают огромный стимул для изучения естественно-научных предметов, помогают детям понять важнейшую роль науки и технологии в современном мире, место родного края на научной карте мира, помогают старшекласснику выбрать профессию. Кроме диска-урока, образовательным центром КФТИ КазНЦ РАН совместно с музеем Е. К. Завойского и порталом “Электронное образование в Республике Татарстан” (edu.tatar.ru) был подготовлен видеосюжет об открытии Е. К. Завойского, казанской школе магнитного резонанса и современных исследованиях ЭПР, проводимых в КФТИ КазНЦ РАН. Новые мультимедийные продукты и их применение на уроках физики и истории родного края были представлены нами на всероссийской конфе ренции “Инновационные образовательные технологии в естественно-научном образовании школы и вуза” в мае 2010.



ЭПР электронный урок 11