Коновалов Дмитрий Александрович

- Песня - шагом, шагом

ст.: Н. Матвеева, муз.: В.Берковский



 Am             Dm    G
Песня - шагом, шагом
                 С
Под британским флагом.
   Dm        Am        
Навстречу - пальма пыльная 
   E7
Плыла издалека;

 A7             Dm
Меж листами - кровь заката,
  G            С
Словно к ране там прижата
   Dm        Am         E7
С растопыренными пальцами рука...


 Am           Dm    G
Ты не сетуй, Томми,
           С
О родимом доме;
     Dm            Am
Бей барабан! Бей барабан!
     E7
Эй, Томми, не грусти!

  A7              Dm
Слева - слава, справа - слава,
  G         С
Впереди и сзади - слава,
D       Am          Em   Am
И забытая могила - посреди...

И взвилась рядом
С пулей, со снарядом
Песенка о добрых кобрах
И земных нетопырях,
Об акулах благодарных,
О казармах лучезарных
И о радужных холерных лагерях.

Так нужна ли миру
Киплингова лира?
Бей барабан! Бей барабан!
Эй, Томми, не грусти!
Властью песни быть людьми
Могут даже змеи,
Властью песни из людей
Можно сделать змей.

Примечания к тексту. (Источник: https://www.vberkovsky.ru/?r=3&m=9&s=18)

Стихотворение Н. Матвеевой называется «Песни Киплинга». В версии Берковского оно существенно сокращено (иногда в ущерб рифме). Кроме того, он пел «между листьев» вместо «меж листами», «властью песен» вместо «властью песни» и, что более существенно, образный эпитет поэта «дневные нетопыри» заменял на непонятных «земных нетопырей».

Комментарий В. Берковского

Было время, когда у всего населения, более‑менее взрослого, в голове сидело одно: лишь бы не было войны. Все были за мир. Все поддерживали всякие движения за мир, и это всё казалось святым, — то есть след войны был очень глубоким.

Сейчас банально говорить, — все знают, что не было семьи, которую не затронула бы война, в каждой семье были погибшие. И мой дядька, главный инженер Днепрогэса, тоже погиб на войне, а отец, хоть и вернулся, но весь израненный...

И у меня эти стихи ассоциировались с бесцельностью войны вообще и тем более участия в войне этих ребят, которые за деньги... это казалось диким, что за деньги кто‑то идёт в какую‑то другую страну и там, значит, воюет за деньги...

И я, собственно, только на этом акцентировал внимание. Всякие слоны и факиры в тексте мне только мешали, потому что они затеняли существо вот этой трактовки.

Я когда‑то и Новелле об этом говорил, и я так думаю, что она меня поняла, поскольку прислала потом книгу избранных своих стихотворений, где написала: «Песня — шагом, шагом!» — и подписалась.

1960 г.


Возврат к списку